Экономическая преступность в России.

Экономическая преступность в России.

Отличительной чертой российской экономической преступности является ее тесная связь с общеуголовной преступностью и, что еще опаснее, с насильственной преступностью. Одним из самых ярких примеров экономической преступности в сегодняшней России может служить такая национальная особенность, как «рейдерство». В западном правосознание рейдерство связано, прежде всего, с агрессивными действиями на фондовом рынке. В России же это понятие ассоциируется понятием насильственной преступности. В провинции нередко рейдерство сопряжено с применением насилия, запугивания оппонентов, вплоть до их физического устранения.

Важным аспектом является нежизнеспособность экономической преступности в отрыве от организованной и коррупционной преступности. Этот, так называемый, триумвират обладает феноменальной устойчивостью к любым формам противодействия именно вследствие неразрывной связи. Главное преимущество организованной преступности состоит в том, что она обеспечивает колоссальный доход как теневого, так и легального бизнеса, при этом, минуя все препятствия, направляет финансовые потоки между своими сегментами, а часть сверхприбыли, вырученной от этой деятельности, расходует на подкуп как государственных гражданских служащих, так и правоохранительных органов. Причем, организованная преступность, в зависимости от масштабов своей деятельности, подкупает не только органы местного самоуправления, но и государственные органы субъектов РФ, а также органы федерального уровня. В таком случае, коррумпированные государственные служащие, зависимые от пагубного влияния преступных группировок, отныне вынуждены обеспечивать безопасность деятельности этих групп. В итоге, происходит сращивание преступного бизнеса и государственных органов.

С сожалением приходится констатировать тот факт, что за четверть века экономическая преступность захватила все сегменты экономики, пронизала все слои общества. По сути, правовой нигилизм берет свое начало именно вследствие негативного воздействия преступности на жизнь общества. Особая опасность организованной группы, сращивающейся с органами государственной власти, состоит в том, что происходит подрыв экономической безопасности государства, а экономика, как известно, является основным сегментом государственной независимости.

Несмотря на то, что в городах и провинциях местные жители знают об организованной преступности в их городе, они ничего не предпринимают или просто оказываются бессильны перед данными явлениями. Это происходит, как правило, по двум причинам: 1) люди боятся идти на столкновение с преступными группами, потому что есть большая вероятность угрозы здоровью, а иногда и жизни; 2) бездействие органов государственной власти, из–за влияния местных преступных организованных групп. Вследствие вышеперечисленных причин возникает высокая латентность (скрытость) экономических преступлений. Официальная статистика не просто не отражает реального количества дел, но даже не может свидетельствовать о реальной картине, сложившейся в стране. Если брать оконченные судебные дела, то статистические данные поражают. 160 млрд. рублей – суммарный ущерб, причиненный организованными преступными группами. По утверждению многих исследователей в области уголовной статистике,
суммарный ущерб от деятельности организованных преступных групп составляет годовой бюджет страны в целом.

Существенные проблемы и по сей день сохраняются на рынке жилья. Преимущественно это свойственно долевому строительству. Нерешенной оказалась проблема незаконного предпринимательства в высокодоходных отраслях экономики. Примерами может служить предпринимательство в области алкогольной продукции, нефтепродукции, лекарственных препаратов и т.д. Не удалось сломать тотальную криминализацию бизнеса в сфере таможенного регулирования, являющегося одним из самых проблемных явлений в России. Вследствие этого нужно сделать вывод, что функциональное реформирование МВД, мягко говоря, не соответствует ожиданиям.

Необходимо также отметить мировую рецессию, случившуюся в 2008 году более известную под названием «мировой финансовый кризис», хотя многие умалчивают, что этот кризис был создан искусственно. Данный кризис не просто негативно повлиял на российскую экономику, а совершил обвал рынка ценных бумаг, необеспеченность которых была проигнорирована государством, что в конечно итоге вызвало падение пенсионной системы. Вследствие обвала рынка параллельно возникла необходимость возврата колоссального объема заемных средств. Последнее обстоятельство вызвало рождение невиданного количества криминальных банкротных схем. Так, в 2009 году нагрузка на арбитражные суды в крупных центрах возросла в 4 раза. Позднее произошел рост преступлений, связанных с захватом и установлением контроля над управлением предприятиями. Фактически, в силу слабого титула (основания) на имущество произошел повторный передел собственности, который продолжается до сих пор. Тотальным бичом в российской экономике остается неуплата налогов, а также обеспечивающая эффективное слияние организованной, экономической и коррупционной преступности система по обналичиванию и выводу за рубеж денег, реализуемая посредством фирм-однодневок.

Главная причина экономической преступности состоит в том, что государство не способно обеспечивать конструктивное противоборство экономическим преступлениям и сформировать социально-ориентированную рыночную систему экономики. Государство в лице контролирующих органов осуществляет низкую эффективность экономической деятельности. Также следует отметить низкий профессиональный уровень сотрудников правоохранительных органов, а также судей. Социальная политика государства также не способствует формированию в общественном сознании сколь-нибудь отдаленных перспектив, а отсутствие внятной социальной политики в России приводит к тому, что предприниматели не желают выполнять социально-значимые функции по формированию и пополнению государственной казны. Огромное количество проверок, давление на бизнес и постоянный рост налогов усугубляет ситуацию. Это все приводит к выдавливанию предпринимателей из сферы бизнеса.

Важную составляющую в экономической преступности играют ее криминогенные факторы. Одним из них является крайняя неблагонадежность первоначального капитала, за счёт которого был сформирован основной конгломерат собственников. В начале активной либерализации СССР (вторая половина 1980-ых начало 1990) самые главные «империи» были построены из весьма сомнительных приватизационных схем. Для того чтобы построить бизнес, необходим был стартовый капитал. Он формировался
посредством вливания денег из, так называемых, «общаков» – своеобразной казны преступной группы. «Общаки» стали появляться за счет криминальной деятельности отдельных преступных формирований. Как известно, в 1990-ых годах экономика России находилась в критическом состоянии и, вследствие этого, происходили постоянные обрушения национальной валюты. В конечном итоге, преступный капитал нужно было попросту куда-то вкладывать, иначе эти деньги можно было потерять в любой момент в силу деноминации (изменения нарицательной стоимости денежных знаков) валюты

Последующие войны между организованными группировками привели к исчезновению одних ОПГ (организованных преступных групп) и усилению других. В результате этой войны многие лидеры преступных групп сформировали сверхсостояния и на сегодняшний день являются «флагманами» российской экономики. И если (повнимательнее) присмотреться к российской золотой сотне форбс, то можно увидеть, кто являются ключевыми фигурами на российском рынке и как на самом деле были образованы сегодняшние сверхсостояния определенных компаний.

Дальнейшая схема требует более детального рассмотрения, но, в силу поставленных рамок в объеме статьи, будет менее детализирована, чем этого хотелось бы. Речь идет о таком феномене не только российской экономики, но и практически всех остальных экономик мира, как об оффшорных схемах. Стоит отметить, что западные страны успешнее российского государства в борьбе с данным феноменом. В 1990 –начале 2000-ых российская экономика пережила этап нестабильности и безвластия, который характеризовался «бегством» капитала за границу. Доходы и активы всех наиболее крупных и влиятельных организаций, построенных на выжимании денег из российской полуживой экономики, оказались вне юрисдикции российских правоохранительных органов. Этот процесс продолжается и по сей день. По утверждению многих специалистов в области статистики, эти средства превосходят ВВП страны. Полученные, прежде всего, в рамках коррупционных схем, они аккумулируются (накапливаются) на счетах оффшорных компаний, а уже через эти компании инвестируются в российскую экономику в виде «иностранных» инвестиций. Другими словами, те же самые деньги, полученные преступным путем, оказываются в российской экономике с той лишь разницей, что теперь они становятся не преступными, а легальными активами и, вследствие этого, не могут быть предметом разбирательства между их владельцами и правоохранительными органами. Ярким примером крайней вредоносности таких схем для российской экономики является 2008 год. В ожидании первой волны кризиса практически все средства были изъяты из российской экономики, что в итоге и вызвало обрушение фондового рынка.

На сегодняшний день государство пытается предпринять меры по минимизации экономической преступности. Во-первых, происходит некоторое ограничение вмешательства со стороны государства в частный бизнес путем уменьшения проверок и т.д. Во-вторых, провозглашен переход к инновационной экономике. Это очень важный момент, поскольку сегодня российская экономика живет фактически за счет природных ресурсов. Так называемая «нефтяная игла» является объективным якорем, который, если не тянет в пропасть, то, по крайней мере, не дает развиваться национальной экономике. В качестве выхода из сложившейся ситуации предполагалось присвоением Москве статуса финансового центра. Но этого недостаточно для того, чтобы минимизировать экономическую преступность в России. Для достижения это цели необходимо проводить
взвешенную монетарную политику, выстраивать четкую социальную политику, провести скорейшую реформу в области налогового законодательства, направленную на сокращение налогового бремени, но в то же время способствующую увеличению доходов казны, путем борьбы с неуплатой налогов. Также немаловажно урегулировать проблему строительного бизнеса, выстроенного фактически на «рабском» труде нелегальных мигрантов. Вследствие большого потока иностранной рабочей силы происходит выдавливание российских рабочих из данной области экономической деятельности. В итоге повышается безработица, а вместе с тем растет преступность как со стороны мигрантов, так и со стороны безработных российских граждан. Жизненно необходимо ввести визовый режим со среднеазиатскими странами, так как система квот, установленная для регионов РФ для мигрантов, оказывается юридической фикцией. Основная причина бездействия российской власти в данной экономической области является сильное лобби со стороны строительных компаний, которым крайне выгодна дешевая рабочая сила.

25.06.2013г.

Стажер – оперативный сотрудник

МОО СОГВ Анапский отдел

Комитет ПБОПиК.

Махнёв Юрий Сергеевич.