Нецелевое использование государственных денежных средств.

В отчете деятельности  Контрольно-счётной палаты Краснодарского края за 2015 год мы видим следующую статистику:

«неэффективное   (неправомерное)   использование материальных ресурсов и

денежных средств составило – 17 911,1 млн. рублей, из которых                 14 165,2 млн. рублей – случаи неправомерного расходования средств бюджетов»

В отчете деятельности Контрольно-счетной палаты г. Санкт-Петербурга за 2015г.:

«Стоимостной объем выявленного Палатой нецелевого расходования

составил 192,7 млн. рублей»

В отчете счетной палаты за 2015г. г. Москва:

«неэффективное расходование средств (неэффективное использование государственных средств) – 7803,8 млн. рублей

 

Что подразумевается под понятием «нецелевое использование бюджетных средств»?

 

В ст. 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства.

Каждая из статей расходов, входящих в состав бюджетной сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов носят строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

В  п.1 ст. 306.4 БК РФ закреплено понятие нецелевого использования бюджетных средств:

«Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.»

Аналогичные формулировки приведены в административном (КоАП РФ ст. 15.14) и  уголовном (УК РФ ст. 285.1)  законодательстве.

 

Административное законодательство ( 15.14 КоАП РФ).

С 4 августа 2013 года к субъектам правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, относятся не только получатели бюджетных средств, но и бюджетные и автономные учреждения, которые таковыми не являются, а также их должностные лица.

Согласно инструкции Министерства финансов РФ о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ, нецелевое использование средств федерального бюджета выражается в виде:

– использования на цели, не предусмотренные бюджетной росписью федерального бюджета и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;

– использования на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;

– использования на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;

– использования средств, полученных в виде субсидий или субвенций, на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;

– иных видов нецелевого использования, установленных бюджетным законодательством.

 

При расходовании каких средств может быть применена административная ответственность?

субсидии на выполнение государственных (муниципальных) заданий (абз.1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ);

субсидии на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ);

гранты в форме субсидий (п. 4 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ);

субсидии на осуществление капитальных вложений (ст. 78.2 Бюджетного кодекса РФ).

 

Административная ответственность.

При выявлении нецелевого использования бюджетных средств это влечет за собой применение органами федерального казначейства следующих мер принуждения:

– списание в бесспорном порядке средств, используемых не по целевому назначению;

– оформление уведомлений об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований на сумму, использованную не по целевому назначению;

– списание в бесспорном порядке средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет, срок возврата которых истек;

– списание в бесспорном порядке процентов за пользование средствами, предоставленными на возмездной основе, срок уплаты которых наступил.

Нецелевое использование средств бюджета также влечет изъятие соответствующей суммы нецелевого использования в бесспорном порядке, такая мера принуждения дает возможность собственнику денежных средств, использованных не на предусмотренные цели, перечислять данные средства в доходы соответствующего бюджета.

На руководителя организации – получателя бюджетных средств – может быть наложен административный штраф за нецелевое использование бюджетных средств в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ.
Ст. 15.14 КоАП РФ предусматривает ответственность за нецелевое использование средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Если такое действие не содержит уголовно-наказуемого деяния, то оно влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб. (или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет), а на юридические лица – от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

Уголовное законодательство.

Если действие содержит уголовно наказуемое деяние, оно попадает под ст. 285.1 “Нецелевое расходование бюджетных средств” УК РФ. Согласно данной статье нецелевое расходование бюджетных средств – это расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере.

Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером – семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Статья же 285.2  УК РФ направлена на пресечение нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом, совершенное в крупном размере.

Средства субсидии, направленной на софинансирование госзадания, нельзя тратить на оплату труда работников вспомогательных подразделений, не занятых непосредственно в выполнении указанных госзаданий.

Бюджетное учреждение имеет право расходовать денежные средства, полученные от приносящей доход деятельности, в частности, на обучение своих сотрудников. Однако если обучение не соответствует целям и задачам учреждения, определенным собственником, и нет соответствующего локального нормативного акта, такое расходование средств может быть признано нецелевым.

В деятельности бюджетных учреждений бывают случаи, когда невозможно с очевидностью установить, на какую статью (если статья не детализирована подстатьями) или подстатью бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (то есть когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи классификации).

Для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, используется бюджетная классификация РФ, которая является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ (ч. 1 ст. 18 БК РФ).

В Постановлении Пленума ВАС РФ N 23 также указано, что не может быть применена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств в случае оплаты за счет средств, выделенных на текущий финансовый год, соответствующих товаров, работ, услуг, которые будут поставляться, выполняться, оказываться в следующем финансовом году.

 

Уголовная ответсветность.

Деяние, предусмотренное статьей 285.1 УК РФ, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы, иного дохода осужденного за период от 1 до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Если нецелевое расходование бюджетных средств совершено группой лиц по предварительному сговору или произведено в особо крупном размере, то наказание будет более суровым: штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы, иного дохода осужденного за период от 1 до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Статья 285.2 устанавливает санкцию в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, или ареста на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 

А. Мухортова