ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

12.04.2014г.

Анапский отдел МОО СОГВ Комитет ПБОПиК

Введение

 

Я, Атаян Натэлла Аветисована , студентка 4 курса АФ МГГУ имени М. А. Шолохова факультет Гос Муниципальное управление г.к. Анапа, проходил учебную (ознакомительную) практику с 01 февраля по 10 апреля 2014 года в Анапском отделе МОО СОГВ Комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, расположенном по адресу: г-к Анапа, ул. Терская, 122/1.

Во время прохождения мною учебной практики руководитель практики заместитель начальника Анапского отдела МОО СОГВ Комитет ПБОПиК Галустян Артур Сергеевич разъяснил задание на учебную практику, а также дал индивидуальное задание, которое заключалось в ознакомлении с деятельностью отдела подразделения и основополагающими документами, регулирующими деятельность отдела.
За время прохождения практики я была ознакомлена с деятельностью АО МОО СОГВ Комитет ПБОПиК, изучила делопроизводство, с инструкциями, положениями, которые регулируют внутренний распорядок, структуру, порядок организации и полномочия подразделения, а также с нормативно-правовыми актами, регламентирующими его сферу деятельности.
Актуальность выбранной темы обусловлена высоким уровнем коррумпированности органов государственного управления Российской Федерации. На сегодняшний день коррупция в системе государственного управления занимает приоритетную нишу среди актуальных проблем и препятствий на пути социального и политического развития нашей страны.
Государственная коррупция существует, когда государство вмешивается в частную, общественную, экономическую жизнь. [1]
Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса. [2]
Активные преобразования в России начала тысяча девятьсот девяностых годов не только привели к коренным изменениям в ее политической системе, но и изменили механизм государственного управления. Несмотря на провозглашение принципов демократического общественного устройства, в нашей стране так и не завершилось формирование многих государственных и общественных институтов. [3]
Причинами этого явились не только просчеты проводимых реформ и борьба между старой и нарождающейся общественной элитой.
Отставанию в развитии также способствовало возникновение и развитие в российском обществе ряда крайне социально опасных явлений: организованная преступность, бюрократизм, коррупция буквально захлестнули формирующуюся российскую систему государственных органов управления, деформировали не только ее структуру, но и “кадровый ресурс”.
Это привело к созданию слабого, малоэффективного механизма государственного управления, власть которого стала средством удовлетворения личных и клановых интересов отдельных групп государственных служащих, произошло их сращивание, как с представителями бизнеса, так и с организованной преступностью.
В условиях слияния чиновничества и представителей бизнеса коррумпированность государственного аппарата стала серьезной угрозой для обеспечения стабильности и развития России.
В последнее десять – двенадцать лет в России наблюдается превалирование неформальных способов регулирования общественных отношений, что во многом является следствием воздействия коррупции на природу властных отношений. [4]
В этой связи необходимость исследования явления коррупции очевидна, для чего уместно объединить усилия специалистов различных областей науки, работающих над данной проблемой: политологов, социологов, правоведов, философов.
Объект исследования – коррупция в системе государственного управления.
Предмет исследования – общие закономерности возникновения функционирования и развития коррупционных отношений в системе государственного управления.
Цель исследования – изучение возникновения коррупции в системе государственного управления.
На основание поставленной цели необходимо поставить следующие задачи: изучить историческое возникновение коррупции; определить условия и сферы возникновения коррупции; изучить антикоррупционную политику государства, рассмотреть деятельность УЭБ и ПК по Краснодарскому краю.
Метод исследования – анализ.
Структура исследования – данная работа состоит из двух глав: введения, заключения, списка литературы.
КОРРУПЦИЯ, ИСТОРИЧЕСКОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СФЕРЫ ПРОНИКНОВЕНИЯ
1.1 Историческое возникновения коррупции
Коррупция – использование должностным лицом своих властныхполномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.
С явлением коррупции история знакома уже очень давно. Еще Аристотель говорил: «Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться». [5]
В Древней Руси митрополит Кирилл осуждал «мздоимство» наряду чародейством и пьянством. При Иване IV Грозном впервые был казнен дьяк, получивший свыше положенного жареного гуся с монетами.
В Российском уложении «О наказаниях уголовных и исправительных» в редакции вышедшее в тысяча восемьсот восемьдесят пятом году и действовавшее в России до октября тысяча девятьсот семнадцатого года, уже различался состав получения взятки – мздоимства и лихоимства. [6]
Впервые цивилизованное человечество столкнулось с явлением коррупции в самые древнейшие времена. Одно из древнейших упоминаний о коррупции встречается еще в клинописях древнего Вавилона. Как следует из расшифрованных текстов, относящихся к середине третьего тысячелетия до нашей эры, уже тогда перед шумерским царем Урукагином весьма остро стояла проблема пресечения злоупотреблений судей и чиновников, вымогавших незаконные вознаграждения. [7]
Многие известные западные мыслители уделяли исследованию проявлений коррупции немало внимания. Как представляется, весьма и всесторонне в этом смысле исследовал ее истоки Никколо Макиавелли. Характерно, что многие его воззрения на эту проблему весьма актуальны и сегодня. Достаточно вспомнить его образное сравнение коррупции с чахоткой, которую вначале трудно распознать, но легче лечить, а если она запущена, то «хотя ее легко распознать, но излечить трудно».
К сожалению, Россия в смысле наличия коррупционных отношений не была и не является исключением из общего правила. Их формирование и развитие также имеет многовековую историю. В частности, одно из первых письменных упоминаний о посулах как незаконном вознаграждении княжеским наместникам относится еще к концу XIV века.
Соответствующая норма была закреплена в так называемой Двинской- уставной грамоте Василия I.
Еще в древности России были три формы коррупции: [8]
– 1. Почести – выражали уважение к тому, кто ее удостаивался. Уважительное значение «почести» проявляется и в русском обычае одаривать уважаемого человека, и в особенности, высокое начальство, хлебом-солью.
– 2. Форма подношений чиновникам связана с расходом на само ведение и оформление дел. Доходы чиновников в виде оплаты на ведение и оформление дел учитывались при определении им жалования: если в приказе было много дел, с которых можно было «кормиться», то им платили меньше жалования. То есть практика «кормления от дел» была частью государственной системы содержания чиновничества в XVII .
– 3. Посулы – плата за благоприятное решение дел, за совершение незаконных деяний. Чаще всего «посулы» выражались в переплатах за услуги, за ведение и оформление дел, и поэтому граница между двумя формами коррупции была размытой и едва различимой.
В русской культуре так сложилось, что обычай преобладал над действующим законодательством. За столько веков крепостного права, в условиях которого подношения хозяину были естественными, сложились особенности массового сознания. Традиция подарков переносилась на взаимоотношения с государственной властью, поэтому люди приносили подношения, рассматривая их не как взятку, а именно как подарок и не осознавая, что они тем самым развращают чиновников. Государственным служащим, в свою очередь, сложно было сопротивляться такому давлению, поскольку отказ от «подарка» воспринимался как обида. [9]
Русский человек, на протяжении своей жизни неоднократно сталкиваясь с беззаконием и мздоимством, непременно сатирически описывал эти явления. Так, еще в средневековье появляются образы «шемякина суда» и «московской волокиты», а чиновника называют не иначе как «крапивным семенем».
На сегодняшний момент коррупция стремительно развивается в современном российском государстве.
1.2 Условия и сферы возникновения коррупции
Коррупция является следствием как общих процессов детерминации и причинности преступности, так и специфических. Последние
преимущественно связаны государственной и иной службой, а также с развитием организованной, экономической преступности, отсутствием действенных преград на пути перерастания экономического интереса соответствующих преступников в политической и использование криминальных доходов на подкуп.
Проблема коррупции является следствием большого количества факторов и механизмов. Один из факторов распространенности коррупции – сложность структуры органов власти, наличие множества бюрократических процедур, порождаемых самими чиновниками, отсутствие внешнего и внутриорганизационного контроля над деятельностью аппарата органов государственной власти. Положение усугубляется тем, что отсутствуют комплексный учет и контроль над служебной деятельностью государственных служащих, четкое распределение компетенции, имеет место дублирование и совмещение функциональных обязанностей. [10]
Следствие этого – чрезмерная медлительность, волокита, связанные как с организационными недостатками, так и с низкой профессиональной компетентностью персонала. Провести грань между организационной неразберихой и стимулированием коррупционного поведения граждан бывает подчас очень сложно. Коррупцию порождают неоправданно большое количество запретов, разрешительных процедур и отсутствие механизма и правовой основы защиты интересов граждан, вовлеченных в деятельность органов государственной власти. [11]
К организационным факторам коррупции следует отнести несбалансированность прав и ответственности государственных служащих, нестабильность служебного положения, широкое распространение административного усмотрения, явное несоответствие потенциальных возможностей перераспределения собственности и низкого денежного содержания государственных служащих.
Есть много причин, объясняющих сложившуюся в России тревожную ситуацию с коррупцией, но среди них наиболее важные следующие: [12]
1.Слабость верховной государственной власти. Уже десять лет в стране нет не только социального, но и политического консенсуса.
Фактическая дисфункциональность государственной системы дезорганизовала работу правоохранительных органов, и после первоначальной дезориентации они довольно быстро вписались в процессы формирования бюрократического капитализма, обслуживая, в первую очередь, интересы «новых русских» и не забывая при этом и о своих собственных корыстных интересах.
2. Отсутствие национальной стратегии развития и политика «минимизации государства». С самого начала у российских либералов и демократов отсутствовала какая-либо стратегия национального экономического развития. Идеология «минимизации государства», и поведываемая некоторыми реформаторами, на практике свелась к полной минимизации регулирующей роли государства (что ни в коей мере не соответствует реалиям высокоразвитых западных государств).
3. «Раскрепощение бюрократии». После полного устранения идеологической номенклатуры в результате провалившегося путча августа тысяча девятьсот девяносто первого года и формирования правительства Ельцина – Гайдара наступила эра полного раскрепощения бюрократии. Она получила свободу, граничащую с анархией. Это означало вместе с тем и наступление эры «беспредела».
По мнению С. Глазьева, главная причина коррупции – это тотальная безответственность исполнительной власти.
В рамках действующей Конституции и российского законодательства исполнительная власть ни за что ни перед кем не отвечает. Чиновник высокого ранга назначается либо правительством, либо президентом – без обсуждения кандидатуры в органах представительной власти. Известно, что коррупция появилась не вчера. Люди, которые рассчитывают на какие-то дивиденды, проталкивают своих партнеров на министерские и прочие ключевые посты. Для них это бизнес. И при этом никакой реальной процедуры оценки кадров в России при назначениях на высшие должности сегодня нет. Нет потому, что отсутствует ответственность исполнительной власти перед представительной властью, перед судебной, перед законом и обществом. Главные причины здесь две.
Первая – изъяны Конституции России, которые вывели исполнительную власть из-под контроля других ветвей власти.
Вторая – это недостатки действующей правовой системы. Она не устанавливает персональной ответственности чиновника за выполнение порученных ему функций. Скажем, чиновник может с корыстной целью принять решение, которое обогатит кого-то на миллиарды долларов. Но при этом, если он не пойман с поличным на получении взятки, доказать совершение им преступления практически невозможно. Поэтому у нас и возникают такие структуры, как Фонд спорта (который, по данным Счетной палаты, получил льготы на пятьдесят триллионов рублей). Или, например, залоговые аукционы, которые, опять же по заключению Счетной палаты, являются притворными сделками. Все прекрасно понимают, что это сговор, что в результате его была осуществлена крупномасштабная раздача государственного имущества “под ковром”.
Хорошо известно, что на каждый случай приватизации приходится одно правонарушение.
Все это стало возможным потому, что существуют только две статьи Уголовного кодекса, по которым можно привлечь коррупционеров:
1. Халатность;
2. Превышение служебных полномочий.
Правовая система ответственности чиновников за выполнение своих функций создавалась в советское время, такой она и осталась.
Коррупцию можно разделить:
1. Мелкую – выплаты работникам ГАИ, оформление документов на дачные участки, взятки в судах, медицинских учреждениях, военкоматах
2. Крупную – вершинную, элитарную, деловая коррупция, та, с помощью которой решаются крупные проблемы бизнеса. Между ними, несмотря на существенную разницу в уровнях, существует органическая взаимосвязь и взаимозависимость, обусловленность и общность централизованного, патерналистского, организационного или социально-психологического характера.
Более подробно рассмотрим низовую коррупцию, на наш взгляд этот вид коррупции является одним из распространенных.
Низовая коррупция в России возникает, во всех сферах жизни общества где рядовой гражданин сталкивается с необходимостью обращаться к государству, или, наоборот, – государство считает уместным тревожить гражданина.
Мы выделили четыре основные сферы возникновения коррупции: [13]
1.Жилищно-коммунальной сфера, как показывают социологические опросы российского населения, воспринимается им как самая коррумпированная. Казалось бы, появление рынка жилья должно привести к уменьшению коррупции в этой сфере. Однако укоризненность ее здесь чрезвычайно прочна. Это яркий пример того, что одних мер по ликвидации экономических условий коррупции может не хватать для борьбы с ней.
2.Правоохранительные органы, и прежде всего полиция, находятся на втором месте. В последнее время среди привлеченных к ответственности за коррупцию одну четверть составляют работники правоохранительных органов, наиболее весомый вклад в этот высокий результат вносит ГАИ. Помимо дорог граждане часто вступают в коррупционные отношения с правоохранительными органами при выдаче водительских прав, разрешений на хранение огнестрельного оружия.
3.Налоги и таможенные сборы – прекрасная «питательная среда» для низовой коррупции. Опросы многострадальных российских «челноков» показали, что среди них практически нет тех, кто хоть раз не дал взятку таможеннику.
4.Призыв на военную службу последние годы сталкивается с постоянными трудностями. В связи с этим будет небезынтересно узнать, что, по предварительным оценкам, более половины молодых людей, освобожденных от призыва в армию, добились этого с помощью взяток.
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
2.1 Антикоррупционная политика государства
Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению, порождающих и питающих коррупцию в различных сферах жизни. [14] Меры по противодействию коррупции является приоритетными для России на сегодняшний день.
Органы власти всех уровней до предела подвержены коррупции, по сути превратившей сферу публичной власти в один из доходных бизнесов. В глазах всего общества коррупция стала той коррозией , что разъедает государственный механизм и подрывает тем самым основу для развития российского цивилизационного государства.
Проникнув во все сферы государственного управления, коррупция в России стала одним из существенных признаков всей власти.
За последнее время был принят целый ряд шагов по минимизации коррупционных рисков на всех уровнях госуправления, расширен круг должностных лиц, обязанных предоставлять сведения о доходах и имуществе. Декларировать доходы теперь должны все руководители муниципальных и госучреждений, а также госкомпаний.
С этого года введён контроль и за крупными расходами должностных лиц.
Высокопоставленным чиновникам запрещено владеть и пользоваться иностранными счетами, вкладами и финансовыми инструментами.
Соответствующие законы были приняты в декабре 2012 года и в мае 2013 года.
Пятого апреля текущего года принят новый закон, который изменил правила проведения госзакупок, начиная от этапа планирования и заканчивая этапом контроля деятельности заказчиков и их должностных лиц.
Широкое распространение получила практика антикоррупционной экспертизы законов, что позволяет снижать коррупционные риски, заранее исключить противоправные, двусмысленные нормы, открывающие лазейки для самоуправства и злоупотребления чиновников. Внедряются чёткие административные регламенты предоставления госуслуг. Ограничиваются возможности для всякого рода проверок и другого необоснованного вмешательства в деятельность коммерческих организаций.
Системной антикоррупционной мерой стала и работа по дорожным картам улучшения делового климата. Прогресс здесь отмечают и отечественные предприниматели, и зарубежные эксперты.
Антикоррупционная политика государства должна основываться на принципе неотвратимости наказания за правонарушения. На всех направлениях борьбы с коррупцией надо действовать последовательно, наступательно.
На наш взгляд необходимо последовательно двигаться по этому пути, хорошо понимая:
1)Чем лучше деловой климат;
2)Чем эффективнее и оптимальное административные процедуры, тем меньшее поле создаётся для коррупции и тем больше возможностей для роста экономики, для развития страны в целом.
По данным МВД, количество выявленных преступлений коррупционной направленности в этом году сократилось. Если в первом полугодии 2012 года их было зарегистрировано более тридцать четыре тысяч, если точнее , а в первом полугодии 2013 года – двадцать девять. Необходимо внимательно проанализировать эти цифры. Никакой самоуспокоенности здесь быть не должно – с учётом скрытого, латентного характера коррупционных преступлений.
Необходимо отметить, что число привлечённых к ответственности взяточников за этот же период времени выросло почти на треть – тридцать два процента. За первую половину текущего года за получение взятки осуждено почти семьсот человек (692).
На наш взгляд нужно обратить особое внимание, только восемь процентов взяточников осуждены к реальным срокам лишения свободы. Большинство приговорены к штрафам, которые преступники не платят, находят всевозможные нормативные лазейки. Решение о либерализации в этой сфере, были приняты ещё в 2011 году. Практика показывает, что эта либерализация не работает должным образом.
Антикоррупционная политика государства должна основываться на принципе неотвратимости наказания за подобные правонарушения. И на всех направлениях борьбы с коррупцией надо действовать последовательно, наступательно.
Необходимо задать несколько направлений по борьбе с коррупцией:
Нам нужна более эффективная работа по искоренению коррупции в системе госуправления. И начинаться она должна с отбора кандидатов на ту или иную должность.
Любой гражданин, который хотел бы стать муниципальным или госслужащим, должен чётко понимать: вступление в должность неразрывно связано с жёсткими анти – коррупционными требованиями, с определёнными ограничениями, которые человек обязан строго соблюдать. Исходим из того, что он берёт на себя эти обязанности добровольно. Это добровольный выбор каждого человека. В свою очередь, руководители государственных органов всех уровней должны нести персональную ответственность за проникновение в аппараты лиц, рассматривающих службу как источник личного неправомерного обогащения.
2) Надо более жёстко пресекать коррупцию внутри правоохранительных органов и судебной системы. Проявления коррупции в структурах, призванных обеспечивать правопорядок, ощутимо подрывают доверие общества к власти и проводимой государством политике. [15]
Важная зада государства заключается в повышение уровня правосознания в обществе. Антикоррупционные стандарты поведения, основанные на знании общих прав и обязанностей, должны стать нормой для всех[16].
Анализ прокурорской и следственной практики, результатов независимых исследований показывает, что ряд сфер особенно подвержены коррупции. Здесь можно выделить жилищно-коммунальное хозяйство, потребительский рынок и оценка размера компенсации при ликвидации последствий стихийных бедствий, строительство и ремонт разного рода объектов. За выгодные заказы с предпринимателей здесь, по данным института МВД, требуют возврата денег, или так называемые откаты в размере от тридцати до пятидесяти процентов. В некоторых регионах «тарифы» на взятки и откаты хорошо известны и даже меняются с учётом инфляции.[17]
Анти – коррупционные стандарты поведения, основанные на знании общих прав и обязанностей, должны стать нормой для всех. Общество и бизнес справедливо требуют от власти неукоснительного соблюдения этих правил, но при этом порой сами остаются безучастными наблюдателями. Больше того, подталкивают подчас власть к коррупционным проявлениям, пытаясь решить таким образом свои бизнес – интересы. [18]
Необходимо отметить, что теперь в законодательстве закреплена обязанность всех коммерческих и некоммерческих организаций принимать меры по противодействию коррупции. Отметим, что только требования закона, только формулировки этих требований недостаточно. Нам необходимо сформировать общественную атмосферу неприятия коррупции и в том числе , выстроить надёжную систему обратной связи между обществом и государством. Каждый сигнал о коррупции и коррупционных проявлениях должен получать адекватную реакцию.
Повысить эффективность анти – коррупционной работы, добиться кардинального снижения уровня коррупции в обществе можно только действуя последовательно и системно. И все предпринимаемые государством меры должны быть направлены на разрешение этой глобальной проблемы.
2.2 Деятельность УЭБ и ПК по краснодарскому краю иМОО СОГВ города Анапа
Шестнадцатого марта тысяча девятьсот тридцать седьмого года была создана служба управление экономической безопасности и противодействия коррупции , приказом НКВД СССР, согласно которому в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции сформировали отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС). [19]
Неоднократно изменялись структура и название подразделения, но на всех этапах жизни государства сотрудники этой службы активно боролись со спекуляцией, взяточничеством, другими должностными и хозяйственными преступлениями. [20]
Возглавляет УЭБиПК ГУ МВД России по Краснодарскому краю – подполковник полиции Игорь Владимирович Кузьменко.
В настоящее время УЭБиПК ГУ МВД России по Краснодарскому краю обеспечивает и осуществляет в пределах своей компетенции выявление, предупреждение и раскрытие преступлений по следующим линиям: [21]
1. Борьба с коррупцией; подрыв экономических основ организованной преступности;
2. Противодействие налоговой преступности;
3. Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, а также фальшивомонетничеству;
4. Декриминализация основных отраслей экономики Краснодарского края, таких как агропромышленный и топливно-энергетический комплексы, сфер промышленности, строительства, транспорта, связи, потребительского рынка, внешнеэкономической деятельности, биоресурсов и кредитно-финансовой системы..
Структура УЭБиПК ГУ МВД России по Краснодарскому краю:
• отдел по борьбе с преступлениями в сферах агропромышленного комплекса, биоресурсов, потребительского рынка и интеллектуальной собственности;
• отдел по противодействию налоговым преступлениям;
• отдел документальных проверок и исследований;
• отдел противодействия преступности в бюджетной сфере;
• отдел по противодействию коррупции и организованной преступности в сфере экономики;
• отдел зонального контроля и рассмотрения обращений;
• отдел по борьбе с преступлениями в сферах ТЭК, промышленности, строительства, ЖКХ и оборота земель;
• отдел информационно-аналитического обеспечения;
• отдел по борьбе с преступлениями в КФС, ВЭД и фальшивомонетничеством;
• отдел 1-6.

Сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции – УЭБиПК в Краснодарском крае зафиксировали в регионе 650 преступлений коррупционной направленности за одиннадцать месяцев 2013 года.
Благодаря проведенным сотрудниками УЭ БИПК ГУ МВД России по Краснодарскому краю оперативно-розыскным мероприятиям, в текущем году поставлено на учет 650 преступлений коррупционной направленности. Из них непосредственно фактов взяточничества было выявлено 268 по статьям 290-291 УК РФ – получение и дача взятки. При этом 28 таких преступлений совершено в особо крупном размере, 187 – тяжких и особо тяжких составов.
По отчетности в 2013 году был задержан начальник управления по экономике Красноармейского района Краснодарского края. Его поймали при получении взятки в1,2 миллиона рублей. За такое «вознаграждение» он собирался посодействовать в выделении земельного участка. [22]
Уголовное дело о злоупотреблении полномочиями возбудили против главы администрации Кропоткинского городского поселения муниципального образования Кавказский район края. Следователи считают, что из-за его незаконной деятельности бюджет потерял три миллиона рублей.
Заместителя главы администрации Прикубанского внутригородского округа Краснодара поймали с поличным, когда он брал взятку в один миллион рублей за согласование разрешительных документов.
Больше всего на коррупцию в крае проверяют такие отрасли, как агропромышленный комплекс (АПК), ЖКХ, потребительский рынок, санаторно-курортный комплекс, а также сферу земельных отношений, строительство, образование и здравоохранение. На захвате собственности в регионе чаще всего попадаются работники сферы имущественных отношений.
Не возможно не отметить, что сотрудники управления уделяют время и для бесед с гражданами о тревожащих их проблемах.
Начальник УЭБиПК ГУ МВД России по краю провел прием граждан в Новороссийске В Управлении МВД России по городу Новороссийску состоялся прием граждан с участием начальника Управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю подполковника полиции Игоря Кузьменко.
В беседе с каждым из обратившихся, руководители постарались разобраться детально и найти возможные пути решения. Несмотря на разнообразие судеб, и рассматриваемых вопросов, выход из положения был найден для каждого. Рекомендовано, в какие структуры необходимо обратиться, чтобы ситуация была разрешена. Некоторые вопросы начальникУправления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции ГУ МВД РФ взял под личный контроль.
Управление экономической безопасности и противодействия коррупции проводят огромную работу по устранению коррупционной деятельности на территории Краснодарского края. Однако необходимо отметить колоссальную поддержку общественных организаций по борьбе с коррупцией на территории Краснодарского края.
Рассмотрим общественную организацию АО МОО СОГВ Комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией города Анапа.
В последнее время при административных органах различных уровней было создано немало различных комиссий и комитетов, декларировавших свое намерение искоренять коррупцию, в состав которых, в большинстве своем вошли сами же чиновники, являющиеся основными субъектами коррупционных проявлений.
Комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией был образован двадцать девятого ноября две тысячи пятого года.
Работа АО МОО СОГВ Комитет ПБОПиК ведется под руководством Погосян Араика Самвеловича , заместителем начальника -Галустян Артуром Сергеевичем., заместителем начальника-начальник ОК -Лисицин Анатолием Григорьевичем.
Цели и задачи Межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией» обусловлены Уставом.
Уставными целями Организации является: оказание общественной поддержки деятельности государственных и правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
Для достижения целей в порядке, определяемом действующим законодательством, осуществляется содействие в консолидации усилий широкой общественности и государственных органов направленных на оказание помощи правоохранительным органам в борьбе с организованной преступностью, как наиболее опасной ее формой и коррупцией среди должностных лиц, оказании общественной поддержки гражданам, в том числе и ветеранам правоохранительных органов и силовых структур по защите их прав, свобод и законных интересов, гарантированных Конституцией РФ.
Сотрудничество с заинтересованными представителями культуры, образования, средствами массовой информации и спорта.
Проводить воспитательную и разъяснительную работу среди населения, в особенности среди подростков с целью пресечения беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, для поднятия уровня общественной нравственности.
Оказывает общественную поддержку заинтересованным правоохранительным органам, сотрудничает с другими общественными объединениями в России а так же за рубежом.Пресекать злоупотребления служебным положением и полномочиями должностных лиц в целях получения выгоды в виде денег ценностей и иного имущества или имущественного характера. Предупреждение коррупции в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции.
Оперативно-служебная деятельность силовых структур при содействии Анапского отдела МОО СОГВ Комитета ПБОПиК.
Взаимодействие оперативной работы на территории обслуживания Анапского района, свидетельствуют о том, что по основным её показателям, качественным и количественным характеристикам, личным составом силовых структур достигнута та ситуация, при которой можно говорить о её подконтрольности. Несмотря на ряд как объективных, так и субъективных причин, отрицательно сказывающихся на оперативно служебную деятельность подразделений и служб силовых структур Анапского района, главная задача — обеспечение общественного порядка и безопасности граждан, личный состав Анапского отдела МОО СОГВ Комитета ПБОПиК по взаимодействию с силовыми структурами выполнение основной работы лежит на сотрудниках подразделений по обеспечению общественного порядка. На сегодняшний день штатная численность, качество подготовки личного состава, его морально-психологическая подготовка позволяет обеспечить надлежащий уровень общественного порядка и безопасности, эффективное противодействие в борьбе с организованной преступностью и коррупцией, а так же предотвращение террорист тактам и диверсионным действиям.
За время совместной работы c силовыми структурами с января 2013годаа по июль месяц выявляли нарушения по линии преступления экономической направленности , по линии незаконного оборота наркотиков, по линии незаконного оборота оружия, так-же были выявлены административные правонарушения по следующим направлениям деятельности, из них:
– ст. 6.8-6.10; 6.13 КоАП РФ — незаконный оборот наркотических средств, потребление наркотических средств, вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ.
– ст. 18.8 КоАП РФ – «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания, либо проживания в РФ».
– ст. 20.1 КоАП РФ – мелкое хулиганство.
– ст. 20.8 – 20.15 КоАП РФ нарушения законодательства в сфере оборота оружия и боеприпасов.
– ст. 20.20-20.22 КоАП РФ — антиалкогольное законодательство.- гл. 14 КоАП РФ «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности».
Направленные материалы прокуратурой еженедельно осуществляется проверка административных материалов по соблюдению законности принятых решений . Показатель взыскания административных штрафов остается на низком уровне по причине того, что в основном субъект правонарушения проживает за пределами зон обслуживания, Краснодарского края, России и совершает административные правонарушения в основном в вечернее и ночное время как показала работа структуры выявленных административных правонарушений по месту и времени.
В соответствие с применением ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления о привлечении к административной ответственности направляется правонарушителю по месту его жительства, и лишь по истечении предусмотренных законом 40 суток постановление направляется в ФССП РФ по месту жительства правонарушителя для принудительного взыскания административного штрафа. В соответствие с действующим ФЗ РФ № 229 от 02.10.2007г. «Об исполнительном производстве», данное постановление сотрудниками ФССП РФ исполняют в течение 1 года.
Так же, следует отметить что, в соответствии с международными договоренностями между странами СНГ и Россией взаимному признанию и исполнению лишь решения об административных правонарушениях указанные в перечне Конвенции «О взаимном признании и исполнении решений по делам об административных правонарушениях правил дорожного движения» от 28.03.1997 года.
Административные правонарушения, предусмотренные гл. 11, гл. 20 и др. статей КоАП РФ не входят в данный перечень, поэтому постановления по делам об административных правонарушениях в отношении иностранных граждан, не могут быть приняты к исполнению службами приставов других государств, что так же отрицательно влияет на процент взыскания административных штрафов.
Основную массу административных правонарушений совершают граждане, приезжающие на отдых в курортные зоны. В ночное время почтовые отделения, сберегательные банки услуги населению не оказывают. Так же, в связи с тем, что в зоне оперативного обслуживания отсутствуют почтовые отделения, сберегательные банки, или подразделения удалены на большое расстояние, у нарушителя нет возможности оплатить административный штраф.
Контролировать уплату нарушителями штраф по месту жительства не предоставляется возможным.В настоящее время ежемесячно с должностными лицами, ответственными за выполнение функций «администраторов поступлений», в соответствии с применением ст. 32.2 КоАП РФ «Исполнение постановления о наложении административного штрафа» Анапским отделам МВД России и другими силовыми структурами проводится проверка и сверка количества наложенных административных штрафов со взысканными, оказывается практическая помощь по данному направлению, взаимодействия подразделений силовых структур необходимо отметить большую профилактическую работу, проводимую сотрудниками по предупреждению борьбы с коррупцией и организованной преступностью , террористических актов на обслуживаемой территории, обеспечена тщательная проверка лиц с неадекватным поведением.
Анапский отдел МОО СОГВ Комитет ПБОПиК активно взаимодействует в вопросах обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности с территориальными ОВД-УВД, АЛО МВД РФ по ЮФО, сцелью предупреждения несанкционированного проникновения на территории курортных зон и Анапского района посторонних лиц склонных к совершению преступлений , а также их своевременного выявления и задержания, постоянно осуществляется патрулирование сотрудниками ППСП.
С сотрудниками, ежедневно проводятся инструктажи, на которых доводятся основные ориентировки, на случай осложнения обстановки, выявления оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, о проделанной работе по взаимодействию с силовыми структурами составляется план рейдовых мероприятий.
Для того чтобы более углубленно изучить деятельность отдела МОО СОГВ заместитель начальника отдела Галустян Артур Сергеевич, рассказал о специфики деятельности отдела и ответил на интересующие нас и жителей города вопросы.
№1На Ваш взгляд, что является причиной возникновения коррупции?
Ответ:Отличительными признаками коррупции как социального явления является следующее :
1)Ресурс , доступ к которому является одним из цели участвующих коррупционном сговоре как таковой.
2) Интерес, являющейся движущей всем массой, силой и мотивом деятельности участников коррупционных действий.
3) Ущерб, нанесение всем общественным интересам этим коррупционным поведением , коррупция -это состав правонарушения предусмотренный законодательством РФ за номером ФЗ № 273 приятого от 25.12.2008 года.
№2Необходимо ли образование организаций по борьбе с коррупцией?
Ответ: На мой взгляд образование новых комитетов по борьбе с коррупцией не помешают работе силовых органов, если они будут компетентны в решении данного вопроса. Так же, для создания таких организаций необходима поддержка государства.
№3Взаимодействует ли Ваша организация с краевым управление экономической безопасности и противодействия коррупции?
Ответ: Мы взаимодействуем со всеми силовыми органами таки как: УФСБ (федеральный орган исполнительной власти), УФССП(федеральная служба судебных приставов), ОМ МВД, УТ ЛО МВД, УФМС, прокуратурой и следственным комитетом СК.
№4Как Вы оцениваете коррупционное состояние в городе Анапа? Ответ: Очень высокий уровень коррумпированности, все построено на коррупции. Ни один вопрос не решается без дачи взятки, люди не готовы работать с силовыми органами и не доверяют им.
№5Возможно ли полностью искоренить коррупцию, если да то какими методами?
Ответ: На мой взгляд ближайшие сорок лет это не возможно, так как это длительный и очень сложный процесс. Предотвратить возможно, если создать новую статью – казнь, но это не возможно так как это является нарушение конституции РФ.
В ходе беседы мы отметили, что работники Анапского отдела МОО СОГВ очень дружелюбны, готовы сотрудничать силовыми органами на блага своего города . Любой житель города может записаться на прием к начальнику отдела , либо его заместителю для решения возникшей у него проблемы в рамках компетентности отдела.
Вас обязательно выслушают, проконсультируют, если это необходимо и обязательно помогут разобраться с возникшей проблемой.
На наш взгляд необходимо формирование таких общественных организаций как МОО СОГВ в каждом городе, ведь коррупция не обошла стороной ни один город нашей страны.
Уровень коррумпированности нашей станы растет стремительным темпом, поток преступлений настолько высок, что УЭБиПК ГУ МВД России не справляются, необходимо формирование вспомогательных органов.
Если мы хотим , чтобы наши дети уже жили в государстве без коррупции формирования таких организаций как Комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией города Анапа просто необходимы нашей стране.
Заключение
Сегодня в России коррупция приобрела системный характер и ее невозможно победить только административными мерами. Она определяется в значительной степени неэффективностью государственного управления, особенностями общественного менталитета, спецификой политической культуры, неразвитостью гражданских институтов, призванных контролировать органы исполнительной власти.
Это усугубляется тем, что постоянно меняются социально-экономические и политические условия жизни общества, что обновляет «коррупционное поле» социальных взаимодействий, вводя в него все новых и новых действующих лиц. Объекты и субъекты коррупционных отношений постоянно расширяются.
С коррупцией сталкиваются практически все граждане, но выявляются и, соответственно, наказываются лишь единичные факты, что в итоге подрывает принцип неотвратимости наказания.
По мнению различных экспертов, экономические потери от коррупции в современной России составляют от пяти до пятидесяти процентов валового внутреннего продукта страны.
На наш взгляд появление коррупции и ее стремительное развитие зависит не только от чиновников, которых мы привыкли винить во всем, но и от нас самих. Необходимо рушить стереотипную систему сложившуюся в сознание современного человека, что без дачи взятки не возможно: устроится на нормальную работу; уладить юридические дела; жилищные проблемы.
Таким образом мы сами подталкиваем чиновников к коррупционной деятельности.
Список литература
1. Агеев В.Н. Борьба с коррупцией в сфере государственной службы как приоритетное направление государственной политики / В.Н. Агеев -2009. 2.Aлeхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учебник /А.П. Aлeхин , А.А. , Кармолицкий, Ю.М. Козлов -М, 2005.
3. Барциц И.Н., Игнатов В.Г. Служебное право: учебное пособие/ И.Н. Барциц – М, 2007.
4.Бахрах Д.Н. Административное право/ Д.Н. Бахрах – М, 1993.
5.Богатиков А.Л. О проблемах противодействия коррупции на федеральном, региональном и муниципальном уровнях /А.Л. Богатиков – 2011.
6. Ванцев В.А. Этапы развития понятия “коррупция” / В.А. Ванцев – М,2002.
7. Варчук Т.В. Криминология: учебное пособие/ Т.В. Варчук – М,2002 -298 с.
8. Гальперин И.М. Организованная преступность, коррупция и уголовный закон / И.М. Гальперин – 1989.
9. Гершенков Г.Н., Гершенков А.Г., Гершенков Г.Г. Превентивная стратегия в борьбе с преступностью /Г.Н. Гершенков , А.Г. Гершенков, Г.Г. Гершенков -2005.- 40 с.
10. Гыскэ А.В. Теоретико-методологические аспекты обеспечения общественной безопасности РФ./ А.В. Гыскэ – М, 2000. – 365 с.
11.Доровских Ю.М. Правовые и организационные основы системы государственной службы России/ Ю.М. Доровских- 2004.
12. Дегтярев А., Маликов Р. Институциональный анализ деловой коррупции в России/ А. Дегтярев, Р. Маликов – 2005.
13. Демидов А.И. О методологической ситуации в правоведении/ А.И. Демидов – 2001.
14. Дернова В. Спасение от коррупции/ В.Дернова – 2006.
15. В.Д. Иванова Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/ В.Д. Иванова – 2002.
16. Лунеева В.В. Коррупция /. В.В. Лунеева М.: Юрист, 2001.- 185 с.
17. Кузнецов Ю. А., Силинский Ю. Р., Хомутова А. В. Российское и зарубежное законодательство о мерах противодействия коррупции / Ю. А.Кузнецов, Ю.Р.Силинский, А.В. Хомутова – 1999.
18. Куликов А.Д. Коррупция: сборник / А.Д. Куликов – М.: Юрист, 2001. -57с.
19. Корчагин А. Г., Иванов А. М. Коррупция и борьба с ней в странах Азиатско-Тихоокеанского региона // Следователь. 2000. № 1. С. 47.
20. Лукашук, И.И. Международно-правовые формы борьбы с коррупцией/ И.И. Лукашук – 2001.
21. Малков В.Д. Криминология: учебник/ В.Д. Малков – 2005.- 231 с.
22. Абова Т.Е, Авакъян С.А., Сухарев А.Я. Российская юридическая энциклопедия /Т.Е. Абова, С.А. Авакьян, А.Я. Сухарев. – М.: Инфра, 2003. – 547 с.
23. Сальников В.П. Криминология: учебники / В.П. Сальников -1999.- 256 с.
24. Сичинава И.М. Взяточничество / И.М. Сичинава – 2006.
25. Сперанский А. Смертельный номер / А. Сперанский – 2006.
26. Сунгуров А.Ю. Гражданские инициативы и предотвращение коррупции/ А.Ю. Сунгуров – 2007.
27. Толкачев В.В. Методология исследования коррупционных отношений в контексте современной теории права/ В.В. Толкачев – 2006.
28. ru.wikipedia.