А. Мухортова “Отчёт о практике”

 Содержание

Введение………………………………………………………….…..  3стр
1.Понятие коррупции в российском законодательстве.………......... 4стр
2.Коррупция в мировой истории…………....………………………...…………………….….  7стр

3.Истоки коррупции в Российской истории………………………….  9стр.
4.Виды коррупции………………………………………..…………..…11стр
5.Антикоррупционная политика Российской Федерации………… 13стр
6.Антикоррупционные организации  в Российской Федерации ….. 17стр

Заключение…………………………………………………………..22стр

Введение

Актуальность преддипломной практики обусловлена необходимостью обобщения, систематизации, закрепления и углубления теоретических знаний, полученных в течение обучения в Филиале НОЧУ ВПО АПИ в городе Анапа, и применения их в практической деятельности применительно к специальности и профилю будущей профессии.

Целью прохождения преддипломной практики является реализация знания нормативно правовых актов на практике и выработка навыков составления различных гражданско-правовых договоров и иных локальных документов, а также сбор материалов для написания дипломной работы.

Объектом исследования выступает деятельность Анапского отдела МОО СОГВ Комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МАКК при МТПП.

Для достижения поставленной цели при прохождении практики ставились следующие задачи:

– изучение структуры, порядка управления комитета, учет специфики видов его деятельности, изучение процедуры реализации противокоррупционной деятельности;

– изучение нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность комитета ПБОПиК;

– выработка навыков в составлении гражданско-правовых договоров, протоколов, ведении переговоров;

– выработка навыков в составлении, рапортов, заявлений и прочих документов

– научно – исследовательская работа.

1.Понятие коррупции в российском законодательстве.

Корру́пция (от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча, растление, продажность, разложение) — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

В российской уголовно-правовой науке существует два основных взгляда на понятие коррупции, главное отличие которых в объеме трактуемого термина. Сторонники узкой трактовки определяют коррупцию как – подкуп, продажность представителей власти. Сторонники  широко понимания представляют коррупцию как « разложение управленческого аппарата , основанного на использовании чиновниками своего служебного положения в корыстных целях» 

Основное понятие коррупции отражено в федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ  “О противодействии коррупции”. Согласно первой статье этого закона коррупция включает в себя :

«а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте “а” настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.»

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее – УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция».

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

3) нормативные правовые акты Российской Федерации:

а) федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов);

б) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) муниципальные правовые акты; 

2. Коррупция в мировой истории.

Коррупция известна с глубокой древности. Упоминание об этом явлении встречается в сочинениях по искусству государственного управления, религиозной и юридической литературе Египта, Месопотамии, Иудеи, Индии и Китая – во всех центрах древневосточных цивилизаций. В “Поучении Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара” (Египет, XXII в. до н.э.) указывается: “Возвышай своих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам. Непристрастен тот, кто богат в своем доме, он владыка вещей и не нуждается”.

Большое внимание уделяется социальным обличиям в древнейшем разделе Библии – Ветхом Завете: “Я знаю как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правового, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот (Ам., 5:12)” .

Первые известия о крупной коррупции в античности относятся к эллинистическому миру.  В 320-е годы до н.э. Клеомен, греческий наместник Египта, использовал свое положение для того, чтобы манипулировать поставками зерна из Египта в Грецию. Он создал искусственные препятствия на пути этих поставок, что привело к острому дефициту зерна в греческих городах. В результате цены на зерно в Греции выросли во много раз, а Клеомен заработал на спекуляции зерном огромное состояние.

В архивах Древнего Вавилона отражены первые упоминания о коррупции в системе государственной власти, относящиеся ко второй половине XXIV в. до н.э. . Шумерский царь города-государства Лагаша Уруинимгина считается  первым правителем – борцом с коррупцией. В эпоху шумеров и семитов царь реформировал государственное управление с целью пресечения злоупотреблений чиновников и судей, а также уменьшения вымогательства незаконных вознаграждений у храмовых священников со стороны царской администрации. Несмотря на жестокие наказания за мздоимство, борьба с ним не приводила к желаемым результатам.

В противодействие коррупции выступали положения древнеиндийского трактата по искусству управления государством «Артхашасира» (IV в. До н.э.).  Данный трактат ставил важнейшей задачей перед царём – борьбу с казнокрадством. В нём же описывается 40 способов хищения казенного имущества, а основным способом борьбы с взяточничеством признавалась слежка.

В древнеримских Законах XII таблиц термин «corrumpere» начинает использоваться в значениях «менять за деньги показания в суде» и «подкупать судью». В Древнем Риме Юлий Цезарь строго наказывал за подкуп  и подарки должностным лицам. К примеру, запрещался прием наместниками в провинциях золотых венков от подвластных городов.Аристотель представлял коррупцию как важнейший фактор, способный привести государство к вырождению. Платон считал, что « корыстолюбие – это один из важнейших социальных пороков». Однако оба философа рассматривали коррупцию как политическую категорию, а тиранию определяли как коррумпированную форму монархии. Аналогичных взглядов придерживались многие именитые философы, такие как Н. Макиавелли, Ж. Руссо и др.

 

Чуть позднее понятие коррупции приобретет правовой характер.

«… одно и тоже противозаконное деяние является большим социальным злом, если имеет место коррупция, т.е. преступление проистекает из-за того ,что человек, полагаясь а свою силу, богатство или друзей, надеется оказать сопротивление агентам закона»

– Т. Гоббс

3.Истоки коррупции в Российской истории.

Коррупция в России, так же как и в других странах, имеет свои давние корни и специфику. В России коррупция исторически различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий (мздоимство), или незаконных действий (лихоимство).

Становление российской государственности происходило в очень сложных условиях. Нашествие монголо-татар, а затем установление их ига над северо-восточными и северо-западными землями привело к тому, что произошел прорыв, некая дискретность естественноисторического пути развития русских земель.

Большую роль при решении вопроса о получении ярлыка играло и то, сколько денег (ордынский выход) обещал платить Орде претендент. Таким образом, возникла ситуация, при которой для получения властных полномочий надо было платить, и это отрицательно сказывалось на менталитете элиты складывающегося русского государства. Князь и его окружение, вынужденные постоянно возить подарки в Орду, стали воспринимать это как норму, а, как правило, люди, вынужденные делать подарки, сами не возражают против того, чтобы их получать. Система подношения дорогих подарков тем, кто был обличен властными полномочиями, превратилась в обязательное правило, и воспринималось уже не как вид взятки, а как своего рода проявление знака уважения.

Специфика формирования единого русского государства заключалась еще и в том, что политические предпосылки объединения русских земель явно опережали экономические. Необходимо было как можно скорее объединиться, чтобы свергнуть иго Орды, поэтому при объединении доминировало насилие. Московское княжество именно силой оружия присоединяло к себе другие русские земли. Причем процесс объединения земель в единое государство на рубеже XV-XVI происходил очень быстро. К началу вступления Ивана III на престол (1462-1505) территория Московского государства по подсчетам историком составляла 430 тыс. кв. километров, а к концу правления Василия III (1505-1533) она выросла в шесть раз. На карте Европы появилось мощное государство с обширной территорией, которое оказывало все большее влияние на международную политику, и с которым необходимо было считаться.

Первое законодательное ограничение коррупции принадлежит Ивану III, а впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за взяточничество – Иван Грозный.

В Судебниках 1497 и 1550 гг. можно увидеть полную картину коррумпированности власти. Здесь мы услышим про взяточничество, вымогательство судей, подделку процессуальных документов и использование служебных полномочий в корыстных целях. Одна из основных причин разрастания коррупции в государственном аппарате является то, что на протяжении XV-XVII столетий при общем росте расходов, размеры среднего жалованья не только не выросло, но даже уменьшилось.

Уже в следующем веку царь ПетрI намеревался издать указ, по которому каждый, «кто украдет у казны лишь столько, чтобы купить веревку, будет на ней повешен».  Государь-реформатор хотел, чтобы и чиновники брали пример со своего царя – честно жили на одну зарплату. Остановило царя только признание генерал-прокурора П. Ягужинского, что воруют все, «только одни больше и приметнее, чем другой». Такой указ мог попросту оставить императора без подданных.

Борьба с взяточничеством продолжалась и при Екатерине II. Она  вновь назначила чиновникам жалование. На этот раз оно было намного выше бывшего при Петре. Теперь императрица имела право требовать от чиновников честности и действий согласно букве закона. Однако алчность чиновников оказалась сильнее. Когда Екатерине II доложили о результатах проверок в судах Белгородской губернии, то она была настолько возмущена ими, что выпустила специальный указ, чтобы усовестить продажных судей:

Впоследствии многие цари пытались искоренить коррупцию на корню. Нам известны многие антикоррупционные законодательные акты царской России.  Это указ «Об изыскании причин и представлении средств к искоренению лихоимства и лиходательства» Александра I; указ Сената «О воспрещении начальствующим лицам принимать подношения от общества»; антивзяточный указ Александра II «Об изыскании причин и представлении средств к искоренению сей язвы» и многие другие правовые акты. Однако, ни в царской России, ни в Советской СССР, ни даже в современной России  борьба с коррупцией не привела к дельному результату.
 

4.Виды коррупции.

В зависимости от сферы деятельности следует различать следующие виды коррупции:

  • Коррупция в сфере государственного управления:
  • Парламентская коррупция:
  • Коррупция на предприятиях.

 

Коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что существует возможность государственного служащего (чиновника) распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений.

В зависимости от иерархического положения государственных служащих коррупция может подразделяться на верхушечную и низовую. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).

Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя – это также коррупция, которую обычно называют “вертикальной”. Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов. Избиратель обладает по Конституции ресурсом, который называется “властные полномочия”. Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения – голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.

Наконец, упомянем о коррупции в негосударственных организациях, наличие которой признается специалистами. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами: у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды.
 

5.Антикоррупционная политика Российской Федерации

 

Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.

Меры по противодействию и борьбе с коррупцией являются приоритетными для России на современном этапе. Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России недопустимо высок. Коррупция в государственных структурах препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения, что в целом тормозит экономическое развитие страны.

Осознание этой проблемы имеет место на самом высоком уровне руководства страны. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в своем послании к Федеральному собранию отметил:

«В своей статье я назвал коррупцию одним из главных барьеров на пути нашего развития. Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем – до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла».

Указом Президента Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. № 1384 был создан Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, в рамках которого работали две комиссии: Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов. С 2008 года действует Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

В последние годы Россия предпринимает активные действия по совершенствованию своей законодательной базы, приведению ее в соответствии с мировыми нормами. Так Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Кроме того, Россия является активным членом Антикоррупционной Сети для стран с переходной экономикой и ежегодно представляет национальный отчет по самоанализу в области противодействия коррупции.

Проведен анализ и классификация функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти. По результатам анализа из 5634 функции признано избыточными – 1468, дублирующими – 263, требующими изменения – 868. Выявление и устранение избыточных и дублирующих функций направлено на повышение эффективности государственного управления и ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования. Это напрямую ведет к снижению возможности для возникновения коррупции.

Повышение транспарентности органов государственной власти является одним из наиболее действенных средств преодоления коррупции, поскольку существенно затрудняет сокрытие коррупционных действий.

Необходимо рассмотреть краткую историю антикоррупционного законодательства Российской Федерации.

Российский государственный аппарат первых лет постсоветского периода, так же как и экономика страны, да и все общество в целом, оказался в состоянии глубокого кризиса. Только с 1991 по 1994 гг. органы исполнительной власти на федеральном уровне обновились на 56%, а в регионах примерно на треть. Коррупция, некомпетентность, элементарная безграмотность, отсутствие управленческой культуры широко распространились среди государственных служащих. В ответ на это Президентом России был принят Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992 г. Указ предусматривал ряд серьезных мер антикоррупционного характера. Так, в п. 2 данного указа было закреплено, что «служащим госаппарата запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждения, услуги и льготы; выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности), а также заниматься предпринимательской деятельностью через посредников, а равно быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором он состоит на службе, самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйствующими субъектами».

Нарушение указанных требований влечет освобождение от занимаемой должности, иную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, госслужащим вменялось в обязанность при назначении на руководящую должность представлять декларацию о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера.

В 1993 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ “О борьбе с коррупцией”, но он так и не был подписан президентом. В 1995 г. и 1997 г. были приняты Государственной Думой и одобрены Советом Федерации Федерального Собрания РФ соответственно второй и третий проекты Федерального закона РФ “О борьбе с коррупцией” и также отклонены Президентом РФ.

В 2001 году на парламентских слушаниях “Современное состояние и пути совершенствования законодательства Российской Федерации в области борьбы с коррупцией” обсуждались законопроекты “Основы антикоррупционной политики”, “О противодействии коррупции”, “О парламентском расследовании” и “О кодексе поведения государственных служащих”.

В Государственной Думе третьего созыва антикоррупционный законопроект “О противодействии коррупции” дошел лишь до первого чтения. По мнению юристов, этот документ призван не столько направлять борьбу с коррупцией, сколько имитировать ее.

Некоторое изменение ситуации в области противодействия коррупции было связано с подписанием Россией международных документов. 9 мая 2006 г. постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин в Нью-Йорке официально передал в Секретариат ООН грамоту о ратификации Россией Конвенции ООН против коррупции от 14 декабря 2005 года. Федеральный закон “О ратификации Конвенции ООН против коррупции” был подписан Президентом РФ В.В. Путиным 8 марта 2006 года.

19 мая 2008 года вышли Указ Президента Российской Федерации № 815 «О мерах по противодействию коррупции» и федеральный закон № 273-ФЗ “О противодействии коррупции” (принят ГД ФС РФ 19.12.2008).

В 2010 году вышел Указ Президента РФ от № 460 “О Национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы”.

В 2006 году первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман заявил, что по некоторым экспертным оценкам объём рынка коррупции в России оценивается 240 с лишним млрд. долларов США. Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты). По оценке того же фонда, средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10 до 136 тыс. долл.

Наличие в законодательной базе государства возможностей для нелегального обогащения чиновников (в России, в частности, появилось такое понятие, как «взяткоёмкость отдельного закона») путём вымогания взяток или незаконной приватизации, или специальных льгот для чиновников, приводит к большой дифференциации доходов чиновников на легальные и нелегальные доходы. В 2005 году доходы чиновников, занятых в органах власти, выросли на 44,1%.

По данным «Трансперенси Интернешенл», Россия по уровню восприятия коррупции занимает 146-153-е место из 180 стран, которые были охвачены исследованием.

Исходя из этого, в России проблема коррупции является одной из самых актуальных. Помимо того, что происходит ослабление национальной экономики, должностные лица неэффективно осуществляют свои полномочия. Пораженное коррупцией государство не может успешно осуществлять свою политику.

Постоянно идет модернизация и оптимизация законодательной базы, направленной на борьбу с коррупцией. Создаются новые антикорупционные структуры. При этом уровень коррупции в Российской Федерации остается высоким и требуется разработка и применение современных эффективных методов, направленных на борьбу с этим опасным социальным явлением.

6.Антикоррупционные организации в Российской Федерации.

Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Учитывая, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и мимикрировать, необходимо, чтобы со временем была выделена антикоррупционная функция государства как одна из его базовых задач. Таким образом, речь идет как о создании механизмов, позволяющих уменьшить масштабы коррупции в краткосрочном плане, так и о выработке и проведении антикоррупционной политики как постоянно действующей органичной функции государства. При этом эффективность данной функции в значительной степени будет зависеть от того, насколько активно в ее реализации примут участие структуры гражданского общества.

Следует учитывать, что настоящие Основные направления не могут считаться исчерпывающими. Они должны корректироваться не только по мере осуществления отдельных мер разделов, но и с учетом результатов глубинных исследований явления коррупции, основанных на научном подходе, в частности, после более тщательного изучения причин коррупции в России; “участков” государственного и общественного организма, пораженных коррупцией; мотивации коррупционного поведения; более серьезной оценки прямых и косвенных экономических потерь и прочее.

Из обширной аналитической справки следует, что настоящее время сложившаяся ситуация усугубляется глобальным экономическим кризисом и низкой результативностью антикоррупционных мер; усиливается социальная и политическая напряжённость, создаётся угроза безопасности государства и общества в целом; отмечается снижение эффективности государственных программ по развитию экономики и социальной защите населения; затрудняется функционирование общественных институтов, усиливается неравенство и несправедливость.

Антикоррупционные организации России:

  • Горячая линия “Стоп коррупция” Общественной палаты РФ
  • Межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет»
  • Общественная организация «Национальный антикоррупционный комитет»
  • Межрегиональная Общественная Организация «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти»
  • Автономная некоммерческая организация «Союз экспертиза» Торгово-промышленной палаты Российской Федераци.
  • «Торгово-промышленная палата Российской Федерации»
  • «Ассоциация адвокатов России за права человека»
  • Общероссийская общественная организация «Союз заемщиков и вкладчиков России»
  • Московская областная общественная организация «Антикоррупционный комитет».
  • Общероссийская общественная организация «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией»
  • «Московское бюро по правам человека»
  • Департамент экономической безопасности и противодействия коррупции Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
  • Общероссийская общественная организация «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг»
  • Контрольно-профилактические подразделения ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации
  • Саратовский центр по исследованию проблем организованной
  • Общероссийская Общественная Организация ” КОМИССИЯ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ “
  • Российское Антикоррупционное Партнерство
  • “Партнерство по противодействию коррупции в Самарской области”
  • Межрегиональная Общественная Организация «Общественный Антикоррупционный Комитет»
  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ ПРОЗРАЧНОСТИ ЗАКУПОК
  • Фонд « ИНДЕМ »
  • Межрегиональное Общественное Движение «Против коррупции»
  • Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Р»
  • ПОДКОМИССИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Комиссия Государственной Думы по Противодействию Коррупции
  • Межрегиональная общественная организация «Комитет по борьбе с коррупцией»

III/а. Об истории образования Московского антикоррупционного комитета при Московской торгово-промышленной палате.

Идея о необходимости создания реально действующего общественного социального механизма в сфере противодействия коррупции, главным элементом которого была бы независимая общественная экспертная организация антикоррупционной направленности, возникла в стенах Московской торгово-промышленной палаты в начале 2009г. по инициативе институтов гражданского общества, предпринимательского сообщества и граждан Москвы. Реализация этой идеи была осуществлена решением Правления Московской ТПП за № 4-4 от 29.04.2009г. «об образовании Московского антикоррупционного комитета при Московской торгово-промышленной палате» (далее МАКК при МТПП). Председателем комитета был избран Мансур Юсупов.

В кратчайшие сроки была развернута деятельность Московского антикоррупционного комитета в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства России. В состав Комитета вошли профессиональные юристы, экономисты, ученые из различных вузов России, авторитетные общественные организации, предприниматели и граждане с принципиальной активной позицией. Были созданы экспертный, наблюдательный и представительские советы.

 В настоящее время идет активная работа по следующим основным направлениям:

  • работа «горячей линии» по приему обращений, заявлений и сообщений от граждан и субъектов предпринимательства, связанных с фактами коррупционных проявлений, а также принятие соответствующих мер по ним. По каждому факту эксперты МАКК дают правовую оценку конкретной ситуации и направляют документы в правоохранительные и надзорные органы для принятия конкретных мер; только за период 2014 года принято всеми 43-мя общественными приемными Комитета 4 547 обращений. Были отменены десятки необоснованно вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел с последующим их возбуждением. По некоторым выявленным фактам коррупции после обращения комитета в вышестоящие инстанции недобросовестные чиновники уволены с занимаемых должностей.
  • проведение независимой антикоррупционной правовой экспертизы проектов и нормативных актов органов власти и управления. Эксперты МАКК получили аккредитацию в Минюсте России на право проведения такой экспертизы. По многим проектам нормативно-правовых актов (как федерального, так и муниципального уровней) Экспертный совет МАКК при МТПП направляет свои предложения и замечания для рассмотрения в законодательные органы власти; за прошедший период года проведено 45 экспертиз НПА;
  • действует Программа «Бизнес вне коррупции», в которой принимают участие более 200 организаций Москвы и области, членов МАКК;
  • издание монографии и методических рекомендаций и учебных пособий по противодействию коррупции (более 27 тыс. экз.) для безвозмездной раздачи субъектам предпринимательства. Ежегодно проходят десятки выступлений в различных СМИ, проводятся конференции и круглые столы, а также проводятся на постоянной основе лекционные и семинарские занятия в ВУЗах Москвы.

По инициативе МАКК в марте 2011 г. состоялась, Первая Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная актуальным вопросам независимой антикоррупционной экспертизы. Издан сборник докладов по результатам конференции.

В апреле 2013 года проведена в рамках Международного конгресса правоведов России Первая Всероссийская конференция на тему: «Межрегиональное сотрудничество в сфере противодействия коррупции. Практика и перспективы».

В Роскомнадзоре в декабре 2011 года был зарегистрирован информационно-аналитический журнал «Вестник Московского антикоррупционного комитета», печатный орган МАКК. Первый номер журнала вышел в свет в апреле 2012 г., второй номер в ноябре 2012 г, третий в 2013 году и четвертый в 2014 году.
 

Заключение

В результате прохождения практики выполнены основные цели и задачи, поставленные программой практики. А то есть – применение практикантом во время прохождения практики имеющихся у него теоретических знаний посредством личного участия в деятельности органа; анализ нормативной правовой основы соответствующего органа или его подразделения; а так же изучение внутренней структуры органа и его функциональных задач.

Мною были приобретены профессиональные умения необходимые для компетентного специалиста. Такие умения как – правильно выражать свою точку зрения, оперировать  знаниями, приобретенными в результате теоретического обучения, способности к самоорганизации. Изучена нормативная основа в сфере антикоррупционного законодательства, в частности федеральный закон №273  « О противодействии коррупции»

За время прохождения практики мною были достигнуты цели данной практики. Я обобщила полученные мною знания, старательно выполняла все поручения моего руководства, находясь при этом в коллективе. Во время практики я ознакомилась со структурой предприятия, получила представления о должностных обязанностях специалистов предприятия, провела анализ проделанной мной работы, сделала выводы.

 А, Мухортова